Единый электронный фонд дел скважин
ЗАДАЧИ
Управление промышленным предприятием нефтегазовой отрасли – сложный процесс, направленный на обеспечение его устойчивого финансового и социально-экономического развития, сокращение издержек и рисков. Обязательным условием такого развития является оперативность и достоверность поступающей информации на разные уровни управления предприятием: от высшего руководства до руководителей и специалистов на местах.
Современное положение дел требует предоставления необходимых данных в электронном виде, однако, значительная часть документации, которая ведется с момента создания предприятия (а это может быть не один десяток лет) все еще находится на бумажных носителях. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении дел скважин.
Дело скважины, по сути, один из наиболее важных документов в работе специалистов нефтегазодобывающих предприятий, поскольку содержит полную информацию по скважинам от стадии их проектирования до ликвидации. Большинство дел представляют собой объемную пачку разноформатной документации, зачастую очень ветхой, с рукописным текстом, полустёртыми или испачканными страницами, что сильно осложняет работу с ними. Кроме того, дела, как правило, хранятся в архивах подразделений, что практически лишает сотрудников оперативного доступа к данным – документы приходится ждать по несколько дней, а то и недель. Одна сложность работы с документами ведет за собой другую: затруднению документационного обмена, как между подразделениями, так и между удаленным подразделением и головным офисом.
В настоящее время на нефтегазодобывающих предприятиях повсеместно внедряются информационные системы разработки и эксплуатации месторождений, однако данные в этих системах нельзя назвать полными пока в них отсутствует информация с бумажных носителей. А раз данные неполны, то их использование специалистами в повседневной работе и руководителями при принятии важных решений, весьма сомнительно.
Решение Корпорации «Единый электронный фонд дел скважин» позволяет систематизировать в электронном виде всю документацию, характеризующую историю эксплуатации, как отдельной скважины, так и месторождения в целом.
РЕШЕНИЕ
Реализация решения обеспечивает:
- создание единой информационной среды предприятия нефтегазодобывающей промышленности, благодаря внедрению специализированной системы управления документами и данными и интеграции ее с существующими в компании учетными системами
- возможность оперативного доступа к информации по скважинам в случае необходимости формирования пакетов документов для передачи конкретным специалистам, подразделениям или подрядчикам, для сверки данных с первоисточниками или утраты подлинников в результате чрезвычайных ситуаций
- использование достоверной документации в текущей работе скважины, при проведении плановых ремонтно-профилактических работ и капитального ремонта, а также при введении в эксплуатацию законсервированных скважин месторождения
- надежное долговременное хранение данных в едином электронном фонде
В результате внедрения решения в значительность степени упрощается и повышается эффективность работы сотрудников предприятия. Возможность найти необходимый документ в максимально короткие сроки и уверенность в достоверности полученной информации позволяют сотрудникам корректно решать такие важные задачи как:
- планирование технико-экономических показателей разработки месторождений и составление отчетных документов по выполнению планов
- обоснование и планирование мероприятий, направленных на повышение эффективности систем разработки, а также работы отдельных скважин, установок и оборудования
- перспективное проектирование разработки нефтяных и газовых месторождений
- планирование и контроль проведения мероприятий по охране недр и окружающей среды
Комплектование фонда
Для удобной и эффективной работы специалистов необходимо организовывать доступ уполномоченных сотрудников ко всему объему документации при соблюдении требований к ее сохранности. В первую очередь интерес представляет документы, входящие в дело скважины:
- паспорт скважины
- схема заложения скважины
- отчетность по бурению
- акт сдачи в эксплуатацию
- планы и акты проведения перфорации
- планы и акты ремонтных работ
- планы и результаты выполнения гидродинамических исследований
- отчетность о проведении геолого-технологических мероприятий
- результаты построения геологических моделей и подсчета запасов,
а также документация, необходимая сотрудникам предприятия в ходе работы со скважиной.
Внедрение решения позволяет консолидировать весь накопленный «багаж знаний» за годы работы предприятия в электронном виде.
Эксплуатация скважины
Благодаря созданию единого электронного фонда дел скважин сотрудники различных подразделений и филиалов предприятия получают возможность эффективно работать с любыми документами на протяжении жизненного цикла скважины.
- бурение скважины
На этапе бурения скважины основными задачами являются организация информационного взаимодействия между профильными подразделениями предприятия (или между предприятием и подрядчиками) и обеспечение всех задействованных специалистов полным объемом, как строительной, так и геолого-геофизической документацией.
Ведение электронного фонда на всем протяжении бурения скважины (или нескольких скважин месторождения) позволяет добиться эффективности и корректности:
- процесса планирования и контроля бурения и обустройства скважин
- учета и контроля качества выполненных работ сервисными компаниями
- формирования выходных отчетных документов
- функционирование скважины
На этапе функционирования скважины создается основной объем документов, относящихся к делам скважин. Документация появляется ежедневно и для дальнейшего эффективного использования требуется ее унификации и консолидации.
Внедрение решения «наводит порядок» в архивных и текущих фондах документов предприятия, приводит документы к установленным форматам и хранит их в централизованном хранилище данных, что позволяет в дальнейшем обеспечивать:
- гибкость и простоту регулирования режима работы скважин по дебиту
- контроль отклонений от заданных технологических режимов эксплуатации скважин до того, как скважина снизит дебит или прекратит подачу нефти/газа
- управление информацией о критических событиях на скважине, кусте, цехе, месторождении
- простоту проведения исследований в процессе эксплуатации скважин в соответствии с планами геолого-технических мероприятий
- соблюдение требований по защите окружающей среды во время эксплуатации скважины
- ремонт скважины
С целью предупреждения возможных неполадок в работе, как подземного оборудования, так и самих скважин, а также принятия адекватных мер при резком ухудшении технологического режима эксплуатации скважины или ее остановкой внедрение фонда упрощает:
- планирование ремонтных работ на скважинах
- учет ремонтных работ на скважинах
- контроль ремонтных работ на скважинах
- анализ результатов ремонтных работ на скважинах
- расчет нормативов времени на выполнение ремонтных операций
- формирование документов по планируемым и проведенным ремонтным работам
- учет результатов исследования скважин, выполненных в ходе ремонтных работ
- учет оснащения ремонтных подразделений оборудованием
- консервация/расконсервация скважины
Особое значение наличие необходимой документации приобретает, когда на предприятии встает вопрос о необходимости консервации или расконсервации скважины. Для принятия решения ответственным сотрудникам необходимо поднимать большой объем информации о дебите скважины, данных геолого-геофизических исследования, финансовом состоянии предприятия и т.п., которые могут храниться как в разных подразделениях, так и в разных информационных системах.
Единый электронный фонд дел скважин позволяет свести трудоемкость этого процесса к минимуму и обеспечить специалистов достоверной информацией, пригодной для принятия ответственных решения.
Для получения полной картины работы предприятия необходимо проводить сопоставление различных параметров и выявление их зависимостей, создание графиков и таблиц динамических показателей эксплуатации как для отдельно взятой скважины, так и для группы скважин.
АРХИТЕКТУРА РЕШЕНИЯ
Для реализации решения «Единый электронный фонда дел скважин» в организации Заказчика необходимо:
- внедрить систему управления электронным информационным ресурсом (ЭИР)
- провести интеграцию системы управления ЭИР со специализированными системами, внедренными на предприятии Заказчика
- организовать участки оцифровки и обработки документации
- создать электронный информационный ресурс и загрузить его в единое хранилище данных и документов
Система управления ЭИР
Для обеспечения единого информационного пространства для всех подразделений предприятия, внедряется специализированная система хранения и управления электронными документами. Система обеспечивает широкие пользовательские и административные возможности по хранению и управлению документацией на всех стадиях жизненного цикла – от создания до помещения на архивное хранение:
- быстрый поиск необходимых документов по заданным параметрам
- оперативный многопользовательский доступ к документу
- внесение пометок в электронные образы документов
- просмотр, копирование и вывод на печать изображения документа
- просмотр, копирование, печать атрибутов документа без возможности просмотра его изображения
- управление маршрутами движения документа
- экспорт архивных документов во внешние приложения
- использование электронной подписи
Важной особенностью решения является его гибкость при интеграции в существующую инфраструктуру Заказчика. Как показывает практика, в силу своей узкой специализации программное обеспечение не содержит достаточных профессиональных средств для создания промышленных фондов документации и организации полноценного технического документооборота. Благодаря широким возможностям интеграции система управлением фондом играет роль платформы, которая объединяет все системы управления предприятием в единую корпоративную информационную систему:
- системы разведки, разработки и эксплуатации месторождений
- системы контроля и мониторинга добычи
- системы автоматизированного проектирования
- системы электронного документооборота
- офисные приложения и транспортные системами
- портальные решения и т.п.
Доступ к документации предоставляется сотрудникам как непосредственно из интерфейса системы, так и через информационные системы, существующие на предприятии Заказчика. В случае необходимости обеспечения удаленного доступа к данным фонда предлагается создание полнофункционального web-интерфейса, который может быть интегрирован в корпоративный портал предприятия.
Наполнение фонда
Наиболее трудоемкой и ответственной частью внедрения решения является создание электронного информационного ресурса и наполнение фонда дел скважин. Ветхость и загрязненность большинства страниц дела скважины, а также неразборчивый рукописный текст, делают работы по сканированию трудоемкой задачей, подразумевающей создание не только качественных электронных копий документов, удобных для пользования сотрудниками, но и сохранение (а иногда и реставрацию) бумажных оригиналов.
Помимо задач по оцифровке, необходимо проводить индексирование полученного информационного ресурса – присвоение каждому документу значимых атрибутов, по которым этот документ впоследствии будет искаться в системе. Индексирование проводится по следующим реквизитам:
- название месторождения
- номер куста
- номер скважины
- название документа
- этап ЖЦ скважины (бурение, перфорация, освоение, испытания, текущий ремонт, капитальный ремонт, консервация, межремонтный период, списание/ликвидация)
- тип документа (акт на передачу в эксплуатацию, акты, заключения, протоколы, проекты и планы работ, приказы, заказы, задания, исследования, схемы, карты, графики)
- дата составления документа и прочие
Для выполнения работ по наполнению фонда дел скважин Заказчик может создать как собственные производственные мощности (участки обработки документации) на базе сканирующего оборудования марки ЭЛАР, так и воспользоваться услугами Корпорации.
В случае необходимости оперативного перевода в электронный вид большого объема документации «под ключ», оптимальным решением является привлечение профессиональных исполнителей. Это существенно экономит затраты на закупку оборудования, оплату и обучение персонала, отработку технологий. Работы осуществляются выездными бригадами с использованием собственных высокопроизводительных промышленных сканеров на территории Заказчика, в том числе непосредственно на нефтяных и газовых промыслах в предельно сжатые сроки.
Поиск данных
Внедрение специализированной системы управления электронными ресурсами и единые правила индексирования документов обеспечивают удобный и быстрый поиск документов в электронном фонде дел скважин.
Вне зависимости от форматов хранения данных (структурированные или неструктурированные), места их хранения и учетной системы пользователя возможен поиск по:
- конкретному полю в индексной карточке
- комбинации полей с использованием логических операторов, например, по автору, названию и дате создания документа
Пользователю также доступны следующие виды контекстного поиска:
- нечеткий поиск
- расширенный поиск (формирование и уточнение запроса)
- поиск по точной фразе
- поиск по началу слова
- поиск с указанием точных критериев на поля поиска
Хранение данных
К документам, которые накапливаются в ходе работы, обращение может быть неравномерным: одни используются ежедневно, другие могут не быть востребованы в течение нескольких месяцев и даже лет. Поэтому целесообразно разделить данные на несколько категорий: данные, к которым необходим мгновенный доступ, и данные архивного хранения. Для первой категории оптимально использование более дорогой, но обеспечивающей мгновенный доступ к информации, технологии RAID массивов. Для архивного хранения оптимально подходят библиотеки оптических накопителей, которые обеспечивают надежное хранение при минимальных затратах. Специализированное программное обеспечение, которое входит в состав решения, использует RAID для данных находящихся в оперативном доступе, а по истечению определенного времени, переносит их на оптические накопители, тем самым оптимизируя процесс жизненного цикла данных.
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Создание единой информационной среды между головным офисом предприятия и удаленными подразделениями
- Консолидация всей информации в едином фонде дел скважин и предоставление оперативного доступа к данным специалистам предприятия
- Сокращение времени и трудоемкости процессов передачи документации производственным, эксплуатационным и ремонтным подразделениям
- Документальное подтверждение условий размещения, бурения, закачивания и эксплуатации скважин для планирования, проектирования, финансирования и организации буровых работ
- Обеспечение экономических, плановых и финансовых подразделений компании оперативной промысловой информацией
- Эксплуатация скважины в соответствии с утвержденными технологическими режимами ее работы
- Эффективное проведение мероприятий по предупреждению и борьбе с осложнениями при эксплуатации скважин