8 800 700-04-04
Звонок бесплатный по всей России

Электронный архив геолого-географических и промысловых информационных ресурсов


Задача

В условиях рыночной экономики для российских добывающих компаний стратегическими направлениями являются как интенсификация добычи на основе современных методов для эффективного использования разведанных и эксплуатируемых месторождений, так и реализация новых проектов по освоению ранее разведанных месторождений. Накопление и обобщение обширной геолого-промысловой информации о месторождениях велось на протяжении десятков лет и предприятиям современных компаний достались в наследство огромные архивы бумажных документов – результатов геологической разведки и промысловой информации еще советского периода истории страны и «докомпьютерного» периода новой России. Развитие новых проектов постоянно увеличивает и без того существенные объемы производственных документов.

В составе документации – геологические отчеты, включая отчеты о научно-исследовательских и изыскательских разработках для определения местонахождения геологических структур, рудных тел и их основных характеристик, результаты лабораторных исследований и геофизических измерений скважин и горных выработок, документы о капитальных и плановых ремонтах шахт и скважин, технико-экономические обоснования проектов, проектная документация на объекты капитального строительства, протоколы совещаний и решений по проектам и т.д..

Вместе с тем, особенностью добывающих компаний является то, что многие предприятия и объекты территориально удалены от центрального офиса на сотни километров, что делает практически невозможным оперативный доступ специалистов ко всем необходимым бумажным материалам.

С каждым годом от добывающих компаний будет требоваться все больше и больше внимания к вопросу улучшения взаимоотношений с государственными органами, поэтому отдельной важной задачей является подготовка документально подтвержденных отчетов об исполнении требований государственных контролирующих органов по эксплуатации технически опасных объектов и использованию природных ресурсов: Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а также правоохранительных и иных органов.

Учитывая масштабы информационного ресурса и необходимость обеспечения оперативного доступа сотрудников к производственной и другой важной для деятельности компании документации, оптимальным является создание единого электронного фонда (электронного архива) геологической и промысловой информации.

Решение

Решение Корпорации «Электронный архив геологических, геофизических и промысловых информационных ресурсов» позволяет систематизировать в электронном виде всю документацию компании по недропользованию, характеризующую историю разведки, разработки
и эксплуатации месторождений.

Основными целями внедрения решения являются:

  • документальное обеспечение стратегического планирования: в настоящее время ведется серьезный пересмотр месторождений и лицензионных участков, поскольку эпоха «дешевых» полезных ископаемых уходит в прошлое, и надо обращаться к участкам, которые ранее считались малоперспективными. Это требует обращения к большому количеству документов и данных в геофондах для обобщения информации и принятия решений;
  • документальное обеспечение оперативного планирования и контроля технико-экономических показателей разработки и эксплуатации месторождений, а также контроль эффективности мероприятий по охране недр и окружающей среды;
  • снижение рисков санкций со стороны государственных органов, осуществляющих контроль над рациональным использованием недр;
  • сокращение сроков, снижение трудоемкости и издержек при работе с документацией за счет обеспечения специалистов компании достоверной, документально подтвержденной информацией.

Это достигается консолидацией всей документации (как в бумажном виде, так и изначально созданной в электронном виде) в электронном архиве головного офиса компании и оперативного доступа к ней специалистов территориально удаленных предприятий компании в удобном для поиска систематизированном и структурированном виде – прежде всего геологов и геофизиков, а также петрофизиков, горных инженеров: специалистов по бурению, строительству шахт и т.д.

Для достижения поставленных целей в рамках внедрения электронного архива осуществляется следующее:

  • Развертывается система электронного архива и синхронизируются рубрикаторы и классификаторы электронного архива с рубрикаторами и классификаторами существующих программных средств каталогизации и специализированных информационных систем
  • Электронный архив наполняется созданным информационным ресурсом и реализуется привязка документов к различным проектам, географическим объектам (месторождениям, участкам и пр.) и тематикам работ
  • При необходимости осуществляется взаимодействие (интеграция) с системами разведки, разработки и эксплуатации месторождений (РРЭМ), системами контроля и мониторинга добычи (СКМД) для доступа специалистов к документации непосредственно из интерфейса этих систем
  • Для наполнения электронного архива создается информационный ресурс из оцифрованных наиболее востребованных бумажных документов и оборудуются участки текущего ввода для оцифровки документации по мере востребованности при реализации новых проектов

Внедрение электронного архива обеспечивает хранение, защиту и доступность обязательных документов, создаваемых в соответствии с регламентами и стандартами в процессе разведки, разработки и эксплуатации месторождений.

В перспективе современная система электронного архива, сочетая свойства учетной системы и электронного хранилища документов, заменит старые программы каталогизации информации.

Состав и структура решения

В состав решения входят следующие компоненты (см. рис. 1):

  • Система текущего ввода документов
  • Услуги по оцифровке наиболее востребованных фондов
  • Хранилище данных и документов (электронный архив)
  • Услуги по интеграции системы электронного архива со специализированными корпоративными информационными системами

Рис. 1. Состав и схема решения


Система текущего ввода документов

Система текущего ввода документов призвана оптимизировать технологический цикл потокового ввода и обработки документов, потребность в которых возникает в ходе деятельности организации. Поставка специализированного оборудования и технологий обеспечивает сканирование документов любого качества и формата, включая крупноформатные чертежи, каротажные диаграммы длиной несколько метров, ветхие документы, документы с заметками, сделанными от руки, плохо читаемые документы отчетов о НИР и изыскательских разработках, результатов лабораторных исследований и т.п.

После оцифровки электронные копии документов поступают на дальнейшие этапы обработки: распознавание текста (при необходимости), автоматическое или ручное индексирование, верификация и наполнение базы учетных данных для создания поискового аппарата электронного архива. Для автоматизации ввода входящих документов в электронный архив реализована методика автоматического индексирования документов с помощью средств распознавания штрих-кодов. Каждому документу в системе присваивается свой индивидуальный идентификационный номер, который на бумажном носителе соответствует нанесенному штрих-коду. Такая методика в большинстве компаний уже является утвержденным корпоративным стандартом.

Оцифровка наиболее востребованных фондов (залповый ввод)

Практика показывает, что вывезти документы с территории предприятия для оцифровки часто не представляется возможным, поэтому работы осуществляются выездными бригадами с использованием высокопроизводительных сканеров на территории Заказчика, в том числе непосредственно на территории промыслов, и в предельно сжатые сроки. Оцифровываются документы любого качества и формата, включая сшитые документы, чертежи, каротажные диаграммы и т.п.

Цифровые копии документов индексируются для создания поисковой индексной базы данных. В специализированном центре ретроконверсии специалисты производят ввод учетной информации по каждому отдельному документу. Требуемый состав и наименование полей для каждого типа документации определяются исходя из требований Заказчика на этапе формирования технического задания. Высокий уровень качества работ достигается за счет использования технологий параллельного ввода и верификации информации и подтвержден сертификатом ISO 9001:2000.

При создании электронного информационного ресурса осуществляется каталогизация/классификация материалов в соответствии с внутренними регламентами, рубрикаторами и классификаторами программных средств каталогизации, привязка документов к различным проектам, географическим объектам, тематикам работ и т.п.

Система электронного архива (хранилище документов и данных)

На базе полученного электронного информационного ресурса создается электронный архив, который представляет собой единое структурированное хранилище как оцифрованных документов, так и документов, изначально созданных в электронном виде, с оперативным доступом к ним.

Особенность создания электронного архива заключается в сложной системе каталогизации документов: в соответствии с внутренними регламентами компаний система хранения должна содержать до нескольких десятков различных рубрикаторов и классификаторов, включая многоуровневые.

Для централизованного хранения различных типов документов разрабатывается и согласовывается с заказчиком универсальная электронная карточка документа, содержащая атрибутивную и реквизитную информацию, связь документа с позициями в каталогах и справочниках и данные о привязках документа к проекту, географическому объекту и тематике проводимой работы (см. рис. 2).

Рис. 2. Пример электронной карточки


Интерфейс электронного архива обеспечивает быстрый поиск по атрибутам и реквизитам документа, по различным каталогам или привязкам – по принадлежности документа к конкретному проекту, географическому объекту или тематике, и просмотр найденных электронных документов и индексной информации.

Доступ к информации электронного архива осуществляется как средствами «толстого» клиента, так и средствами web-интерфейса, при этом функциональные возможности по работе с документами электронного архива реализованы полностью в обоих случаях.

Рис. 3. Многообразие форм поиска в электронном архиве


Программно-аппаратный комплекс системы электронного архива обеспечивает эффективную работу и надежное хранение всех документов на протяжении их жизненного цикла.

Для автоматизации служб архива, обеспечивающих хранение оригиналов документов на бумажных носителях, в системе электронного архива реализованы функциональные возможности по учету оригиналов документов с топологической привязкой к месту хранения оригинала: место хранения, № стеллажа, № папки (см. рис. 4).

Рис. 4. Пример карточки учета бумажных документов корпоративного архива


В электронном архиве реализована методика автоматического индексирования документов с помощью средств распознавания штрих-кодов. Каждому документу в системе присваивается свой индивидуальный идентификационный номер, который на бумажном носителе соответствует нанесенному штрих-коду. Эта методика используется как учета и управления фондами электронных документов, так и бумажными копиями документов, переданных в филиалы или во внешние организации.

Взаимодействие (интеграция) со специализированными системами

Для удобства работы сотрудников и для организации единой информационной платформы, объединяющей все специализированные системы на предприятии заказчика, проводится интеграция системы электронного архива с РРЭМ, СКМД, системами каталогизации и другими использующимися системами. «Привязка» необходимого документа к учетным записям специализированных систем и любым типам технологических объектов позволяет упорядочить потоки информации, поступающие от различных приложений, и следовательно, уменьшить трудоемкость подготовки решения по разработке месторождения и повысить качество принимаемых решений (см. рис. 5.)

Рис. 5. Пример интеграции электронного архива с системой каталогизации и просмотр оцифрованного каротажа


В результате интеграции пользователи непосредственно из привычного интерфейса специализированных программных систем получают возможность просматривать всю документацию из электронного архива в соответствии со своим правами доступа. Просмотр осуществляется по нажатию одной кнопки, пункта меню, встроенных в интерфейс специализированной системы или гиперрсылки (см. рис. 6).

Рис. 6. Пример интеграции электронного архива с системой контроля и мониторинга добычи


Для этого осуществляется синхронизация рубрикаторов и классификаторов специализированных систем с рубрикаторами и классификаторами электронного архива, а также привязка учетных данных специализированных систем к индексной информации (электронным карточкам) документов архива.

Защита информации

Безопасность системы электронного архива и защита информации обеспечивается:

    • разграничением доступа к ресурсам и настройкой прав и полномочий пользователей;
    • ведением журналов учета доступа пользователей к каждому электронному документу;
    • исключением несанкционированного доступа пользователей к ресурсам и оповещением администратора по безопасности о попытках несанкционированного доступа;
    • возможностью закрытия части выдаваемой по запросу пользователя электронной копии документа от просмотра, в соответствии с его правами доступа к этому документу.

Сокрытие части электронного образа документа выполняется при помощи специального инструмента, называемого «черный маркер». Закрытое им изображение становится недоступным для указанной группы пользователей электронного архива.

Преимущества внедрения электронного архива

Эффективность

  • Документальное обеспечение стратегического и оперативного планирования при принятии решений
  • Оптимизация процесса поиска и сбора данных и документов (первичных геолого-промысловых, проектной документации на объекты и др.)
  • Устранение дублирования документов и многоразового преобразования информации
  • Существенное сокращение времени и трудоемкости процессов передачи документации производственным, эксплуатационным и ремонтным подразделениям
  • Упрощение взаимодействия с государственными надзорными органами, обязанными осуществлять контроль над  рациональным использованием недр (Роснедра, Ростехнадзор, Росприроднадзор, правоохранительные и иные органы)

Надежность и безопасность

  • Гарантированная защита как от случайного, так и от умышленного уничтожения документов электронного архива пользователями
  • Исключение рисков утери или порчи документов
  • Контролируемый доступ пользователей к информации электронного архива
  • Гарантированный срок хранения информации электронного фонда в течение нескольких десятков лет

Для получения более подробной информации Вы можете позвонить по бесплатному номеру телефону

8 800 700 04 04 или Отправьте заявку

Наши специалисты обязательно свяжутся с Вами и ответят на все интересующие вопросы!

Напишите нам
CAPTCHA
Обратный звонок
CAPTCHA
Спросите эксперта
CAPTCHA
Заявка
CAPTCHA