Комплексы автоматизации муниципального архива Администрации наукограда Бийск

Бийск удостоен звания наукограда за развитие на своей территории научно-производственного комплекса в сфере химической, обороной промышленности и нанотехнологий.
Архив Администрации обеспечивает приём и хранение документов всех городских организаций и предприятий, которые осуществляют научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Задачи

В рамках мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры города Бийска как наукограда РФ потребовалось максимально эффективно автоматизировать деятельность архивного отдела Администрации города по хранению, комплектованию, учёту и использованию архивных документов за счёт:

  • расширения перечня услуг, предоставляемых Архивным отделом
  • перехода на оказание услуг в электронном виде
  • повышения эффективности и улучшения условий труда сотрудников
  • реализации механизмов создания фонда пользования в электронном виде

Решение

В рамках государственных контрактов в 2011 году корпорацией ЭЛАР была внедрена комплексная система автоматизации архивной деятельности АИС Архив в составе:

  • подсистемы Архивного отдела
  • подсистемы «Центр хранения данных открытого доступа»

Система обеспечила поддержку полного цикла жизни документов — от сканирования с бумажных носителей, хранения и индексации до поиска и выдачи необходимой информации по web-интерфейсу.

В состав «подсистемы Архивного отдела» входят:

  • Модуль хранения информации, обеспечивающий хранение индексной информации и графических копий документов
  • Модуль текущего ввода, предназначенный для сканирования, распознавания документов, ввода индексных данных и привязке электронных образов к индексным карточкам
  • Модуль автоматизации учёта приёма и исполнения запросов, обеспечивающий регистрацию, планирование, управление и контроль исполнения заявок и запросов пользователей, формирование отчётно-статистической документации по справочно-информационной деятельности архивного отдела
  • Модуль доступа к информационному ресурсу, предназначенный для навигации и поиска документов по основной структуре данных (рубрика-фонд-опись-дело-документ) и тематическим комплексам научно-справочного аппарата, просмотра электронных копий описей, дел и документов

Подсистема обеспечила выгрузку данных во внешние системы (Центр хранения данных открытого доступа, программный комплекс «Архивный фонд 4»).

Кроме того, открытый программный интерфейс АИС Архив позволил легко интегрироваться с существующей системой межведомственного взаимодействия (СМЭВ) и обеспечил совместимость с используемыми государственными, муниципальными и иными информационными системами органов, являющимися потребителями архивной информации и источниками комплектования архива.

Подсистема «Центр хранения данных открытого доступа» обеспечила управление хранилищем данных и предоставление удалённым пользователям сведений о составе, содержании и местах хранения архивных документов.

В состав подсистемы входят:

  • Модуль «Интернет-приёмная», обеспечивающий приём, передачу и информирование пользователей о ходе и результатах исполнения подаваемых ими запросов посредством сети Интернет
  • Модуль «Электронный путеводитель», обеспечивающий возможность поиска информации по Путеводителям и работы с фондом пользования на электронных носителях для удалённых пользователей.

Подсистема позволила реализовать в электронном виде государственные услуги, предоставляемые Архивным отделом, через Интернет-портал Администрации и региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Кроме этого, был организован участок наполнения архивного информационного ресурса на базе планетарных сканеров ЭЛАР (ПланСкан А2.А-Ц и ПланСкан А3.А) с обеспечением автоматической обработки, полнотекстового распознавания и конвертации отсканированных изображений в различные графические и текстовые форматы.

Результаты

Внедрение интегрированной информационной системы АИС Архив с фондом пользования на электронных носителях позволило:

  • Обеспечить предоставление в электронном виде государственных услуг Архивного отдела Администрации
  • Повысить эффективность деятельности по исполнению запросов пользователей и соблюдению нормативных сроков их исполнения
  • Оптимизировать процессы управления архивной информацией посредством автоматизации процессов её хранения, обработки, поиска и использования
  • Повысить эффективность и улучшить условия труда сотрудников Архивного отдела.