Автоматизация основных направлений деятельности государственных и муниципальных архивов
ЗАДАЧА
Поток обращений за информацией в архивные учреждения со стороны физических лиц, органов власти и организаций постоянно возрастает в связи с развитием предоставления государственных услуг. Увеличивается количество документов долговременного хранения, утверждаются новые форматы и правила использования и хранения документов в бумажном и электронном виде. В таких условиях традиционные методы работы не позволяет соблюдать нормативные сроки предоставления информации.
Кроме того, одной из приоритетных задач государственной программы «Информационное общество (2011-2020)» является развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту, включая исторические и социально значимые документы архивных фондов.
Инновационным подходом к решению поставленных задач и повышению эффективности внутренней деятельности является создание централизованных электронных архивных ресурсов на уровне субъекта РФ.
РЕШЕНИЕ
Корпорацией ЭЛАР разработано комплексное решение «Автоматизация основных направлений деятельности государственных и муниципальных архивов», позволяющее повысить эффективность использования информационных технологий, оптимизировать исполнение профильных функций и вывести на качественно новый уровень автоматизацию учета, хранения и управления архивным фондом.
Назначение решения:
- Повышение эффективности предоставления архивными учреждениями государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных функций
- Снижение влияния человеческого фактора на сохранность и целостность документов; значительное уменьшение количества обращений к бумажным оригиналам
- Повышение доступности объектов культурно-исторического наследия региона и внедрение современных информационных технологий
- Снижение временных затрат и оптимизация процессов выполнения технологических архивных процедур
- Сокращение финансовых затрат на обеспечение функционирования архивов и уменьшение занимаемых традиционными архивами площадей
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- Внедрение типовых модулей автоматизации деятельности государственных архивов
- Создание информационных ресурсов архивных учреждений региона
- Развертывание лаборатории по созданию электронных копий и микрофильмов и внедрение подсистем электронного читального зала
- Внедрение единого хранилища и создание централизованной системы управления объединенными электронными ресурсами
- Создание Интернет-портала государственной архивной службы и обеспечение межведомственного взаимодействия
1. Внедрение типовых модулей автоматизации деятельности государственных архивов
В современных условиях развития глобальных процессов информационного взаимодействия и необходимости предоставления государственных услуг возрастает общая нагрузка на архивные учреждения. Для повышения эффективности деятельности требуется внедрение специализированных систем, позволяющих автоматизировать все внутренние функции по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных фондов.
При этом многие используемые информационные системы не справляются с возложенными на них задачами из-за отсутствия программных или аппаратных возможностей.
Корпорацией ЭЛАР предлагается к внедрению в государственных и муниципальных архивах система автоматизации архивной деятельности «АИС АРХИВ», обладающая всеми необходимыми современными функциями и обеспечивающая:
- Учет, управление и исполнение поступающих в архивное учреждение запросов пользователей
- Формирование отчетно-статистической документации по справочно-информационной деятельности архива
- Формирование, пополнение и выгрузку сведений объединенного научно-справочного аппарата по документам государственных и муниципальных архивов
- Контроль руководством исполнения пользовательских запросов
- Учет движения единиц хранения, выдаваемых пользователям и сотрудникам архива
2. Создание информационных ресурсов архивных учреждений региона
Также необходимым условием для повышения эффективности деятельности архивов является перевод востребованных фондов в электронный вид и предоставление к ним доступа.
В рамках решения производится оцифровка фондов архивных учреждений, создается массив электронных копий документов и индексная база в соответствии с используемыми справочниками и классификаторами, необходимая для обеспечения эффективного поиска по электронным фондам.
Производится массовое сканирование и индексирование бумажных архивных документов и описей с применением специализированной промышленной технологии по созданию информационного ресурса:
- Подготовка документов к сканированию (расшивка дел, полистная проверка и нумерация страниц документов в делах)
- Сканирование документов, сохранение и обработка графических образов
- Сшивка и реставрация архивных дел
- Индексирование по согласованному списку полей
- Запись информации на информационные носители
При этом оцифровка может осуществляться как в производственных центрах корпорации ЭЛАР, так и в создаваемых на территории заказчика центрах сканирования, реализуемых корпорацией с применением профессионального оборудования и современных программных продуктов.
Реализуется возможность перевода в электронный вид расшитых и нерасшиваемых документов размером от А5 до А2. При этом форматы графических образов, цветовой режим и требуемое разрешение определяются заказчиком, обеспечивается возможность визуального контроля получаемых изображений.
Работы по индексированию полученного массива проводятся с применением специализированных технологий массового ввода, гарантирующих качество информационного ресурса.
3. Развертывание лаборатории по созданию электронных копий и микрофильмов и внедрение подсистем электронного читального зала
Для создания и обеспечения полнофункциональной работы со страховыми фондами и фондами пользования решением предусматривается создание лабораторий, объединяющих в единый комплекс все виды профессионального оборудования по созданию и использованию микрофильмов, переводу в электронный вид расшитых, нерасшиваемых документов и микроформ.
В рамках автоматизация лаборатории обеспечивается возможность загрузки и учета получаемых электронных образов в соответствии с используемым НСА:
- поставка документации на сканирование и микрофильмирование, ведение информации об обработке документов и микроформ
- протоколирование и регистрация операций по размножению, сканированию и индексированию документов и микроформ
- проведение работ по оценке качества
- ввод информации в систему и редактирование
Проводится обучение сотрудников заказчика работе с высокотехнологичным оборудованием создаваемой лаборатории.
Внедрение системы электронного читального зала
Развитие цифрового контента и увеличение объема фондов пользования требуют расширения возможностей учетных систем и внедрения средств доступа к электронным документам, способных максимально эффективно реализовать все функции по получению архивной информации пользователями и исследователями.
«Электронный читальный зал» решает задачи доступа к информационным ресурсам, учета требований и сокращения сроков предоставления материалов по запросам исследователей и пользователей, обеспечивая:
- доступ к электронным фондам
- регистрацию и редактирование учетных сведений пользователей и тематик их исследований
- прием на исполнение, передачу на визирование новых требований, закрытие исполненных требований и просмотр их списков
- прием, выдачу и возврат дел в архивохранилище
- использование специальных средств и оборудования учета (штрих-кодирование и RFID-технологии)
4. Внедрение единого хранилища и создание централизованной системы управления объединенными электронными ресурсами
Основной задачей решения является обеспечение доступа к разрозненным электронным архивным ресурсам в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг. Для этой цели все оцифрованные фонды объединяются в централизованном хранилище под управлением специализированной ECM-системы.
Используются приобретенные и оформленные в соответствии с лицензионными соглашениями производителей программные средства, обеспечивающие управление информационным ресурсом, базами данных и сетевое взаимодействие:
- хранение индексной информации и графических копий документов без возможности несанкционированного удаления информации из системы
- резервное копирование и восстановление данных системы
- ввод индексной информации основного раздела (рубрика-фонд-опись-дело) и данных тематических комплексов научно-справочного аппарата, привязку электронного образа описи к ее индексной карточке, а также редактирование имеющихся в системе данных
- учет приема и исполнения запросов для регистрации, планирования и контроля исполнения запросов пользователей и заявок
- доступ к информационному ресурсу и поиск документов по основной структуре данных и НСА, просмотр электронных копий описей и дел сотрудниками архивов и пользователями, работающими в читальном зале
Система управления электронным ресурсом обеспечивает:
- общее администрирование программно-технологического комплекса
- управление правами пользователей
- защиту от несанкционированного доступа к данным и их изменения
- настройку подсистем под особенности работы архива
- взаимодействие с внешними системами
В соответствии с требованиями существующего законодательства к защите информации и ограничению доступа к хранимым данным системой предоставляется возможность:
- регистрации пользователей и управления доступом к электронным регистрационным карточкам, электронным копиям документов и прочим ресурсам
- маскирования электронных образов документов в соответствии с определенными для пользователей правами доступа
- сохранения всех версий электронных копий и регистрационных карточек документов, хранящихся в системе
- хранения всех электронных образов документов в закодированном виде (метафайле), не допускающем фрагментарного копирования и просмотра средствами общего программного обеспечения
Для хранения объединенного информационного ресурса используются интеллектуально управляемое хранилище данных на основе современных накопителей различного типа: RAID (HDD) для хранения БД и индексной информации, роботизированные библиотеки для энергонезависимого хранения электронных фондов (Blu-Ray/DVD).
5. Создание Интернет-портала государственной архивной службы и обеспечение межведомственного взаимодействия
Развитие государственных и муниципальных услуг требует от ответственных учреждений не только утверждения административных регламентов, но и реализации средств доступа граждан к услугам в электронном виде.
Для этого решением предусмотрено внедрение подсистемы «Интернет-портал», которая предназначена для информирования населения о составе, содержании и местах хранения документов Архивного фонда и предоставления доступа к государственным услугам, оказываемым учреждениями архивной службы в соответствии с законодательством РФ и региона. Обеспечивается одновременная работа неограниченного числа пользователей подсистемы.
В составе подсистемы функционируют Интернет-приемная архивных учреждений и виртуальный читальный зал, посредством которых осуществляются передача в архив требований пользователей на открытие доступа к информационному ресурсу, предоставление доступа и учет фактов работы удаленных пользователей с ИР.
Используемая система управления информационным ресурсом обладает широкими интеграционными возможностями как в виде стандартных коннекторов, так и в виде инструментов разработки программных интерфейсов, и в случае необходимости может быть проинтегрирована с любой используемой информационной системой.
Осуществляется интеграция объединенного архивного ресурса с региональным сегментом СМЭВ, что позволяет включить его в единое информационное пространство региона с реализацией межведомственного взаимодействия, аутентификацией, регламентаций прав, протоколированием действий пользователей и использованием электронной подписи. Также интеграция позволяет обеспечить доступ к госуслугам через единый портал государственных и муниципальных услуг.
ПРЕИМУЩЕСТВА
Результатом работ по разработке, созданию и внедрению автоматизированной системы управления архивным делом региона является:
- Обеспечение доступа граждан и организаций к государственным услугам, оказываемым учреждениями архивной службы, как посредством отраслевого Интернет-портала, так и с помощью Единого регионального портала государственных услуг
- Повышение эффективности и улучшение условий труда специалистов архивного дела за счет автоматизации рутинных процессов и процедур
- Сохранность документов посредством создания фонда пользования на электронных носителях и замены изымаемых из оборота особо ценных, уникальных и наиболее востребованных документов их электронными копиями;
- Сокращение сроков исполнения запросов граждан и организаций благодаря созданию и наполнению автоматизированного научно-справочного аппарата по документам архивов и предоставлению доступа к электронным фондам
- Упорядочение процессов комплектования государственных архивов области путем автоматизации процессов деятельности экспертно-проверочных комиссий.